Дела минувших лет .... Разработка мода велась с далекого 2008 года, но много ли вы о нём знаете на самом деле? Что проект представлял из себя на ранних этапах? Какие были отношения внутри коллектива, как велась работа и какое GSC имеет отношение ко всему этому? Итак, а давайте сегодня попробуем взглянуть на Lost Alpha со стороны бывшего геймдизайнера проекта. Я хотел бы заранее извиниться перед читателями, прошло слишком много времени с релиза мода, а память - штука ненадежная, поэтому в тексте могут быть фактологические ошибки.
Признаюсь, изначально разработка проекта велась фактически без моего участия, по крайней мере самые первые годы я скорей поставлял dez0wave контент (билды) для работы, компилил уровни и предлагал идеи, т.к. изначально в проекте не было профессиональных программистов или даже junior’ов, а навыков модмейкинга у меня самого на тех порах было маловато, ну и познакомились мы не сразу.
Дезодор занимался непосредственно левел-дизайном с самого начала и на нём висело наполнение уровней объектами, настройка террейна и привлечение моделлеров в проект. Первоначально у нас не было никаких ресурсов от GSC, поэтому как минимум несколько уровней делались по превьюшкам интро (например даркскейп), либо по той же миникарте - дедсити и всякого рода PR-видео с выставок. Исходники мы приблизительно получили только в 2010 году, к тому моменту уже был взят за основу билд 1935 в качестве ресурсов, тащили болота из 1865 для эскейпа, и начали все это дорабатывать до презентабельного уровня, насколько я помню, в основном моделлингом занимался Haron (дедсити) и kailniris (болота, станция и проч.). Главным скриптером проекта по началу был человек под ником barin, иностранец, как скриптер он справлялся очень хорошо, создав для нас основу всей скриптовой системы: наработки по сну, голоду, лашные пк, сейфы, поля аномалий и проч., с нами он пробыл как миниум до 2011 года, базой для его работы стали скрипты из Priboi Story, собственно это предыдущий проект деза, и он уже тогда там работал вместе с ним. Проект фактически изначально был уже интернациональным и как не прискорбно, не в обиду никому, во многом представлял проходной двор, так как найти желающих реально работать, а не просто висеть айдлом в чатиках было очень сложно, но в заслугу дезодора я хотел бы поставить его нежелание делиться с контентом с каждым встречным, все в команде жутко боялись утечек, так как к тому моменту сабж уже был довольно сильно распиарен. Все передачи ресурсов осуществлялись либо по ICQ, частенько с километровыми паролями, либо через специальный фтп-сервер, доступ к которому нам тогда дал дез. Непосредственно к наполнению уровней сюжетом приступили весной-летом 2010, до этого я в основном занимался компилем левелов.. часами... днями… без перерыва и с жуткими лагами, мое на тот момент топовое железо еле выдерживало таких нагрузок, а вылет в конце компиляции xrlc вводил в стресс и депрессию, хотелось рвать на себе волосы и биться об стену. Дез очень плотно наполнял эти огромные уровни, гораздо больше чем вытягивал даже двиг ТЧ, поэтому подобные ситуации были не редки, а ведь еще бывало могли забыть поменять какой-то вертексный шейдер или там на террейн-текстуру не отбрасываются лайтмапы и рекомпиль это всё опять, с нуля.
Появление исходников и объектов резко изменило ситуацию для разработки в целом и всех наших планов в частности. К нам подключился итальянец под ником griph00n, который занялся непосредственно работой с движком, доработкой скриптов (он заменил нам barin’a и по сути реализовал те же лашные таймеры и кучу других схем вроде турелей нпс, свистящих и поющих сталкеров, атакующую голограмму в подземке x7, наш с ним совместный коллаб) и частично геймдизайном (например первые версии милитари, даркдолины, бара и дедсити его), еще нам очень сильно помогал Kolmogor с кодом на первых порах. Мы же с дезом занимались поиском людей: я приглашал русскоязычных, дез иностранцев, эдакая попытка охвата всего комьюнити и первый этап набора в команду. Тогда же наш коллектив начала копаться с тачками: работа над дверьми, багажниками, раскачкой и прочими вещами, движок был плохо изучен, поэтому проект представлял из себя багодром, чуть отклонишься от сторилайна или не того убьешь, и всё накроется.
Первый билд был с эскейпом, привязанный к ТЧ (кажись к WW версии игры), там мы пытались реализовать стартовые сюжетные квесты: попытка отбить игроком завод на эскейпе, моя первая катсценка , встреча с темными сталкерами, спасение лиса, ну и переход на свалку, всё это вы думаю уже знаете. Тогда же наконец-то у проекта появились собственные полноценные бинарники с кастомным лого, а не просто исправления для xrgame, xr_3da (от грифона и колмогора) то ли для ревизии ТЧ 1.0007 RC1, то ли для 1.0006, сейчас уже и не вспомнишь.
К лету мы наконец приступили к плотной разработке сюжета, тогда я занялся работой над всё тем же милитари, хотелось как-то разнообразить сюжетную ветку там, она была довольно скучная, и я начал пилить всем известную катсцену с наемниками в деревушке, добавлять сюжетные выбросы, встречу со связным, убийство мэддога и прочее, дез тоже пытался в катсцены, например нападение монстров на базу, но xray sdk был настолько забагован, что приходилось всё править по 20 раз, а камера ну никак не хотела вертеться как надо, поэтому, чтобы это исправить, я потом ручками вводил значения по градусам для ее корректного поворота, интерполяция работала из рук вон плохо. Грифон реализовал удобную систему таймеров и переписал реализацию гулагов, благодаря его работе новичкам в луа (мне например) стало скриптовать значительно проще и можно было сосредоточиться не на разборе тысяч строк луашного кода смарт-террейнов, а писать более простые конфиги для катсцен, хоть и километровые, по-сути мне немного разгрузили руки.
В 2011 году к нам присоединился еще один дизайнер - винтарь, и мы начали плотно работать над заселением локаций. На меня тогда повесили в основном подземные уровни типа дарклаба, но работы было так много, что мне просто пришлось заниматься доработкой почти всех наземных лок тоже или же частенько просто делать их с нуля от эскейпа и до самых последних, вроде радара или там генераторов, так как с наполнением их всех мы физически не справлялись… мало грамотно сделать квест, прописать нужный конфиг или там накатать диалог тогда еще на инглише, нужно продумать историю, подключить огромное количество второстепенного файла, расставить неписей, вейпоинты, айтемы, прописать логику и всё это отладить (100 раз подряд), потому что либо скрипт, либо двиг вылетает из-за любой мелочи, простейшая опечатка в конфиге непися, и ты гадаешь часами что не так. Тогда мы в команде начали понимать, что тупо не справляемся с объемом работ и стали привлекать всё больше и больше народу, примерно в 2011-12г. к нам подключись новые люди (с моей стороны) - Skyloader и ghost, оба кодеры, к сожалению второй пропал после нескольких месяцев плотной работы, хотя успел нам набросать вариант ИИ с финальным боссом, но вот отладить его уже попросту не успели к релизу, скай же продолжил с нами путь до самого конца (он тоже делал всё что мог: от доработки схем мобов вроде того же кровососа, снорков до доработки худа, зума, пушек, смерти от первого лица, рендера, таймеров, уи, скиллов в пда и проч.), уже после меня он работал долгое время над LA DC. С шейдерами же помогал cjyaho, его наработки, включая color boost я до самого релиза использовал для ковыряния игры на DX9, порт DX10 с двигла ЧН мне тогда не зашел абсолютно + он постоянно вылетал и тормозил (для отладки абсолютно не годился).
На каком-то этапе мы перебрались на дропбокс, и работать стало попроще, хотя не без проблем (постоянно не хватало места для тяжеловесного контента, многие члены команды просто не могли себе позволить присутствие во всех папках сразу из-за огромного веса лашных наработок), репозиторий исходников хранили там же. Была ли команда монолитной? Даже близко нет, у каждого было свое видение, и все делали в основном что хотели, с одной стороны это хорошо, никто никого не принуждает, пили что хочется, все довольны, общую канву сюжета, которую нам набросал freddy мы соблюдали, но дезодор не запрещал сделать что-то крутое и запилить это в мод сразу же, я этим с радостью пользовался и начал продвигать идею с альтернативным сюжетом, который олдфаги так упорно ругали, признаю, виновен по всем пунктам. Но я хотел бы сказать, что не жалею что работал над ним, конкретно мне изначальный сеттинг ТЧ всегда казался бедным и каким-то обделенным что ли на сюжетные повороты, всё как кусок непрожеванного известно чего, не хватало только небритых бомжей под скамейками, впрочем бандитов можно было бы за них и считать.) Игре определенно не доставало голливудской кинематографичности, двойного дна, драмы и какой-то изюминки, Теням Чернобыля так точно, то же осознание мне представлялось совсем унылой идеей, зеленые призраки с довольно уродливыми моделями ученых, которые по идее должны болтать всякую невнятную дичь, причем взаимодействие их с игроком фактически сводилось к нулю, они даже не пугали его, а уж предысторию места и в помине толком не рассказывали. После прохождения оригинала у меня не возникло желание повторно его проходить, даже монолит выглядел уныло, ну стоит себе глыба такая и всякие желания ей загадывай, эта одна из причин, почему была сделана та самая сцена в саркофаге, то есть это было не просто стремление показать альтернативный сюжет, а попытка обыграть взаимодействие игрока с монолитом, не только посредством cgi-синематика как у GSC.
Работали мы не тужили рутинно примерно до осени кажись 2012 года, когда к нам подключился Artos, и тут начался адок, срач и Израиль.) В чём суть - уровень команды был, к сожалению, на довольно низком уровне, и я бы даже сказал слабый, когда к такому проекту подключается сильный кодер-скриптер (имеющий привычки плодить тьму багов в своем же коде и переписывать постоянно все игровые скрипты), это кончается очень плохо. Сложилась ситуация, при которой человек взялся полностью менять всю привычную скриптовую систему Грифона и барина, переписывать таймеры и усложнять код, да так, что ни я, ни дезодор, ни даже сам Грифон иногда не могли понять, а ЧТО ОТ МАТЬ ЕГО ЗА НОГУ ОН НАПИСАЛ.))))) Причем мало того, что не могли понять, так и ИСПРАВИТЬ было проблематично, и работать дальше с этим тоже. Интерфейс взаимодействия с луашными скриптами и игровой логикой очень сильно поменялся, на привыкание к нему ушел бы еще год как миниум. Команда была в ярости, работать стало во многом невыносимо, на каком-то этапе Артос создал отдельную папку на дропбоксе и начал выкладывать свои наработки там, типа проверяйте их сначала, а потом закидывайте себе в базу если устроит, в конечном итоге к его скриптам мы таки смогли адаптироваться, но отношения были уже очень сильно испорчены, дезодор был сильно недоволен таким положением вещей, и я откровенно тоже, в итоге Артос от нас ушел. Было ли это к лучшему, неизвестно, работу при всех минусах он проделал большую и во многом полезную, например ту же оптимизацию скриптов, но количество правок с его уходом на квадратный сантиметр резко уменьшилось, это кстати тоже было основной претензией, мод разрабатывался как хобби, не работа за деньги на износ, каждый отвечал за свою часть, не было интенсивных правок скриптов друг-друга каждый день, мы же просто не выдерживали его темп, но после ухода смогли вернуться к уже привычному, где каждый был сам за себя. Совет модмейкерам – не принимайте в команду тех, кого вы не потянете, если вы новички в моддинге и у вас есть определенный темп работ, придерживайтесь его, не нужно бежать впереди паровоза.
Основная проработка катсцен с моей стороны велась по большей части в 2011-12 году, сохранилось большое количество видео с этими сценками, которые я демонстрировал тогда лично дезодору, потом же приходилось их исправлять по 20 раз, так как привязка была по всё тем же горе-таймерам, а не по событиям как стоило бы, двиг и скрипты настолько сильно менялись (в том числе из-за Артоса), что все тайминги в сценах постоянно сбивались. Сюжет же стал полностью проходим кажись только к 2013 году, по крайней мере мне разок удалось добраться до радара, тестов почти не велось так как пройти всю ЛА было просто некогда: нужно исправить сюжетную ошибку тут, дописать постэффект тут, доделать анимацию тут, убрать вылет тут и поправить очередной конфиг, ну вы понимаете. Ну а тестеры в основном били баклуши. Игровой баланс тогда фактически отсутствовал, вернее он был в зачаточном состоянии, т.к. основная цель команды на то момент была получить проходимый сюжет, а потом уже накидывать всё остальное.
Многие меня спрашивали и спрашивают, почему вышли такие кривые анимации? Отвечаю еще раз чтобы поставить точку. Полностью рабочий скелет сталкера с контрол. нодами я к сожалению сделал ближе к концу своей работы над катсценами, а до этого тупо двигал кости импортированного скелета модельки как последний нубас, да, собственно я им и был на тот момент в майке, поэтому на тех же генераторах 2 они выглядели не так отвратительно, а в лаборатории x16 вот это вот всё. =) (исходников моделек у нас не было, пришлось естественно делать все контролы самому). Все члены команды потихоньку набирались опыта, программисты в работе с движком, я в сталкеровских скриптах, дезодор в левелдизайне, на каком-то этапе мы даже смогли реализовать тестовые варианты ног для игрока (Skyloader) и прикрутить уже рабочий менеджер артефактов барина. Очень тяжело далась разработка последних уровней, таких как тот же NPP, большую часть времени приходилось отлаживать тупых вояк, которые не желали нормально бегать по вейпоинтам из-за мобов или еще какой-нибудь фигни и реакции не пойми на какой денжер. Очень много схем было сломано, вроде стрельба монолитовцев по вертушкам, что тоже правилось в последний момент, часть с военными висела на мне, а часть с долговцами на винтаре, вторую ветку я так толком и не прошел т.к. опять же было некогда, может только один-два раза тестировал, но в деталях не запомнилось. Не работали корректно выбросы, нпсины не бежали в укрытия на том же агропроме, исправлялось винтарем и мною тоже почти перед релизом или даже в патче. А между тем число геймдизайнеров в команде всё сокращалось и сокращалось, Грифон в середине разработки устал заниматься наполнением уровней, и переключился исключительно на код со скриптами, винтарь хоть и вкалывал бывало даже за двоих (ему нравилось работать со смартами), но ошибок в его работе было столько (дез тоже на это жаловался), что я был вынужден постоянно проверять его уровни на вылеты и допиливать их по мере возможности, добавляя катсцены, к его чести отмечу, что болота у него вышли неплохо и я там в основном занимался обустройством домика доктора с катсценой и мелкими правками поведения вертушки и смарт-террейнов, впрочем болотного монстра так запихнуть туда и не успели, хотя под конец разработки у нас уже была соответствующая моделька (правда ии было писать некому). С винтарем мы тоже рассорились, из-за багов, причину я уже точно не скажу, но в конечном итоге совместно удалились из аськи, а жаль на самом деле, он тоже старался, при всех недочетах в его работе.
Но ЛА никогда не была просто модом, во многом это драма… изначально нубы, пытающиеся дорасти до профессиональных разработчиков, спорящие из-за любой мелочи лезут в большой геймдев.) Я не могу сказать что был полностью доволен левел-дизайном, это значит покривить душой, да простит меня дезодор, но количество уровней росло с каждым годом, их размер был гигантский… часто они добавлялись без соответствующего обсуждения/подготовки, и геймдизайнеры (мы) были просто вынуждены пилить на них хоть какой-то сюжет, чтобы они не были совершенно пустыми. Я скажу честно, тогда мы просто не справлялись, крайне трудно было сделать при таких объемах локаций интенсивный и интересный геймплей и сюжет, поэтому ЛА во многом превратилась в бродилку, на которую потом жаловались фанаты, в патчах и последующих версиях ЛА это попытались исправить, но об этом однажды как-нибудь потом.
За погоду и текстуры в проекте в основном помимо деза отвечал Cromm Cruac. Скажу честно, его работа меня очень впечатлила, все эти пси-выбросы, реализация самого blowout (surge manager), и не меня одного, вообщем, мы заменили старый вариант выброса от барина/грифона как только, так сразу, впрочем багов было тоже вагон, в конечном итоге мы были вынуждены отключать его на уровнях до прохождения там всех сюжетных веток, т.к. в противном случае всё ломалось, важные нпсы умирали, и игрок тупо не мог пройти сюжет дальше. Симуляции жизни в чистом виде как мы планировали к сожалению не получилось, но я проводил один небольшой эксперимент на эскейпе, где наставил кучу смартов с вейпоинтами для монстров, в которые они должны были забираться случайным образом и эмулировать эдакий фейковый алайф, нападая на другие такие же гулаги, тем самым как бы бодаясь с разными группами мобов вне зависимости от действий игрока, правда толком протестировать это всё не успели, а на других локациях подобное наставить и подавно не было времени, нас хватило лишь на довольно ограниченные жестко заскриптованные смарты для нпс с определённым респавном в рамках заданных временных интервалов, подвязанные на всё то же прохождение сюжетных веток, всё это можно отнести и к мобам тоже.
Перейдём к английской озвучке. Ею в основном занимался LiquidBronze, довольно приятный гражданин из США, абсолютно не конфликтный, всё было довольно просто, я ему передавал реплики моих катсцен в текстовом виде, которые уже были мною озвучены (драфт), а на выходе мы получали от него финализированный VO. Не скажу, что его озвучка всегда меня устраивала, например, то, как была исковеркана секретная катсцена на la13u_oso, где объяснение поступков и поведения персонажей превратилось в какой-то расплывчатый монолог (слишком фривольная интерпретация реплик) или же отсутствие доозвучки некоторых фраз, да, частенько и это случалось, но в целом выполнил он свою работу довольно хорошо, намного лучше чем моё мычание на инглише в старый микрофон.
Хотелось ли мне что-то исправить в релизной версии ЛА? Постоянно, несовершенство проекта было видно невооруженным взглядом, а баги лезли из всех щелей, в конечном итоге к патчу 1.3002 мы все же пришли к чему-то рабочему и законченному, и я наконец смог это почти полностью пройти, но энтузиазм начал угасать, а люди уходить еще до релиза, настал и мой черед… в конечном итоге третий патч в плане геймдизайна уже дорабатывался только винтарем совместно с дезодором, протестировать его я так и не успел.
А что на счёт твоего вырезанного контента?
Отношусь к этому философски, в конце-концов по ходу разработки большое количество материала перерабатывается, а что-то, не устраивающее лида проекта, удаляется, например катсцена с “кубами” как её окрестили, была вырезана под давлением общественности, перевозбужденным фанатам слишком не понравилось такое отступление от оригинального сюжета ТЧ (консервативность во всём), хотя я до сих пор не вижу в этом ничего плохого и горжусь ею, да. А изначальные музыкальные треки (драфтовые) были заменены на свои, причины тоже очевидны, авторские права. В угоду т.н. реализму из саркофага убрали выскакивающий моник с анимированной ошибкой (во время катсцены аварии на ЧАЭС), тоже очевидно почему (исключить будущий бугурт фанатов). Ну а радуга на генераторах 2, ладно, думайте, что хотите, но я не считаю, что радуга = гей, это слишком поверхностное мышление), достойное гопников из подворотни, слушающих радио радонеж с водочкой и селедкой про успехи вождей в деле мировой революции, а не нормальных мужиков, которые видят в радуге только её саму.)
«Погоди, ты же забыл о GSC”, скажите вы, секундочку, сейчас ВСЁ БУДЕТ.)) На самом деле никакого секрета там не было, дез вёл с ними переговоры довольно давно через пиарщиков, а я в основном через их администратора и немного пообщался с Григоровичем на тему, но всё было очень обтекаемо т.к. багов в проекте было немеряно, и в 2013 году мы таки отправили им сборку на тестирование, идея заключалась в том, чтобы попытаться продать ЛА как самостоятельный аддон под эгидой GSC, скажем в том же Стиме, и заработать на этом хоть что-то (никто реально в проекте денег не получал, разве что дезодор, благодаря хоть каким-то мелким донатам на dezowave.com, скорей всего на оплату хостинга и дропбокса, суммы мне неизвестны, так что не пытайте). А команде хотелось большего… всё таки, своего труда в проект вложили все, и очень много. В конечном итоге сборку я переслал, и вроде они там в неё побегали, Яворский так точно, Грушко, и один из геймдизов как нам обещали – Диденко (по крайней мере об этом была договоренность), нам прислали ревью в формате .doc со списком багов, недочетов и прочих хотелок. Но ситуация сложилась так, что команда к тому моменту просто уже выдохлась, проект жил на последнем издыхании, и мы просто не успевали, не могли всё это довести до того состояния, когда было бы не стыдно показать игру GSC, дезу перестали отвечать по этой теме, а я просто не хотел навязывать компании в продажу бажный билд. Так на этом закончилась попытка выйти в профит и коммерцию.
Несмотря на такой удар под дых, мы-таки доковыляли до 2014 года, и со всеми огрехами и вылетами, проект уже можно было пройти, а остатки команды допиливали то что было сломано, но, внезапно, в апреле билд ЛА за октябрь 13-го года был слит в публичный доступ, что характерно, именно тогда, когда мы снова наткнулись на серьезные ошибки в скриптах, а исправлять уже было их некому… казалось, что это всё растянется еще на пару лет. В итоге нам пришлось спешно доделывать то, что тупо к тому моменту мы не успевали и править фатальные вылеты (всякие баги с контактами в пда, доработка фриплея, баланса, например в том же подземелье припяти, где винтарь напихал стопицот снорков (тупо не хватало патронов их отстреливать)), а потом выпускать мод как есть. Дез даже напечатал обложку на диске и показал её нам. Релиз состоялся. В конечном итоге всё завершилось относительно благополучно, и Lost Alpha наконец-то ушла в сеть на радость фанатам.
Вообщем, что можно вынести из этой всей истории и разработки ЛА в частности - какая бы большая не была команда, а в совокупности в разработке проекта поучаствовало больше 20 человек, работать на бесплатной основе уговорить можно не многих, спас мод только хороший пиар и известный бренд, поэтому у нас было так много желающих вступить в проект… Не стоит браться за ВСЁ СРАЗУ, в конце-концов модмейкерство это не работа, денег вам не заплатят, просто хобби, ну а если вы еще стремитесь сделать МЕГА ШУТЕР ВЕКА С АЛАЙФОМ И ДЕСЯТКАМИ УРОВНЕЙ С КАТЦЕНАМИ НА КАЖДЫЙ МИЛЛИМЕТР, выйдет то что вышло у нас, лучше ограничьте свои аппетиты, возможно стоит поработать с парой тройкой локаций для начала? Высокого качества, а не тяп-ляп. Если общий уровень команды довольно низкий, и вы новички, не берите себе мега профи на ту часть работы, которую делаете ВЫ САМИ, иначе самим же потом аукнется и не сможете работать с проектом. Ну и конечное напутствие – делайте только то что вам по силам, не нужно распылять себя на десятки задач, и пытаться угнаться за всем (это уже моя ошибка), в конечном итоге качество контента будет посредственное, лучше сделать хорошо что-то одно, чем всё кое-как. Ну и удачи конечно же во всех будущих ваших проектах.
Loxotron
Комментарии