О работе, безопасности, фанатском творчестве и планах на следующий год
7-8 декабря во время мероприятия Games Gathering 2019 в Киеве разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 впервые с момента официального анонса игры вышли на публику. Поклонники могли вот так просто подойти к разработчикам пообщаться, сделать совместное фото, заполнить анкету на одну из нескольких вакансий, а также принять участие в розыгрыше PlayStation 4 Pro.
Как правило, люди подходили, чтобы поздороваться, но не обошлось и без вопросов о дате выхода игры. Конечно, ответа на этот вопрос никто не получил.
На выставке нам удалось взять большое интервью у Захара Бочарова — PR-менеджера компании GSC Game World. Мы поговорили с ним о мерах безопасности для разработчиков, агрессивных фанатах, феномене Чернобыля, а также о том, чего нам ждать в 2020 году.
— Привет! Расскажи немного о себе.
— Привет, меня зовут Захар, мне 28 лет, увлекаюсь играми столько, сколько себя помню. Писал об играх в «Страну Игр», «Игроманию», «Канобу», русский IGN. Был шеф-редактором той же «Игромании» и директором по развитию DTF. Когда-то попадал непосредственно в игровую индустрию, работая в Game Insight и русском подразделении Nintendo. Сейчас работаю PR-менеджером GSC над всеми проектами компании, включая S.T.A.L.K.E.R. 2.
— Как состоялось твое знакомство с разработчиками и прием на работу?
— Первое знакомство с GSC Game World было на Gamescom 2019 в Кельне (Германия). Я увидел разработчиков вживую, мы пообщались. Я тогда был журналистом, и у меня было ощущение, что мне хотят рассказать что-то про игру. В тот момент они искали как раз нового пиарщика, и мы об этом поговорили. Активная фаза обсуждения пошла в начале октября, мы тогда еще раз пообщались с ребятами и решили, что это «match!» (совпадение), как говорится. Мне сказали, что можно приступать к работе, я закрыл свои дела в DTF и вот в начале ноября переехал. В соцсетях я сделал анонс тогда, когда был уверен, что меня приняли, и сразу начал подготовку к переезду. Когда уже конечная цель достигнута — я оглядываюсь назад и понимаю, что шанс у меня был очень маленький, и тогда я это осознавал. Человека нужно перевозить из России — это всегда сложнее, чем найти кого-то здесь.
— Ты кому-то рассказывал о своем новом месте до поста в соцсетях, или новое место работы стало абсолютной новостью для всех в твоем окружении?
— Очень узкий круг лиц знал об этом заранее. Это мои самые близкие, не связанные рабочими контактами, но… (смеется) тяжело держать в секрете какую-то вещь, которую знает больше чем один человек. Каким-то образом это утекло в публичную сферу. Потом Виктор Зуев (автор Disgusting Men) сделал публикацию, где намекнул, что я работаю над S.T.A.L.K.E.R. 2, и мне пришлось сказать об этом в тот же вечер, хотя я хотел еще немного придержать эту новость.
— Как отреагировали окружающие тебя люди?
— Реакция людей была неоднозначной. Кто-то думал, что я буду дальше строить карьеру в игрожуре, а кто-то — что я останусь в России, ну, то есть там было много составляющих, которые были неожиданными для остальных. Для меня как человека, который всегда хотел попробовать себя в геймдеве, это был довольно очевидный ход. Я не думаю, что в масштабе нашей тусовки это были какие-то шокирующие новости. Это было мое зрелое решение.
— Вот ты уже переехал в Киев, о чем детально писал у себя в telegram-канале «Сахарные игры». Что из всего увиденного удивило тебя больше всего?
— В Киеве очень здорово. Для меня главное открытие — другой ритм жизни, то, что мне нужно привыкать жить в городе по-другому, перестать быстро ходить, меньше подниматься по эскалаторам. Масштабы имеют значение, это другой ритм жизни — я больше чувствую, что я живу в городе, а не вынужден под него подстраиваться. В Москве бешеный темп, но я обратил на это внимание только тогда, когда оказался на расстоянии. Так обычно случается.
В каком-то смысле, я словил дзен в Киеве. И мне это ощущение очень нравится.
— Первую квартиру ты показал в своих соц. сетях, а вторую уже нет. Это связано с безопасностью?
— В том числе. Люди очень эмоциональны, когда речь идет о S.T.A.L.K.E.R. и некоторые могут не увидеть личных границ. Я лицо очень публичное в рамках компании. Мы не скрываем, где мы находимся, чтобы сделать из этого какую-то ложную интригу. Мы хотим, чтобы все наши сотрудники нормально работали и не опасались каких-то нарушений личных границ.
Была наша фотка из офиса, где мы все замазали — там не было лиц, там не было артов. Только потому что... Мы хотим анонсировать вещи тогда, когда мы хотим их анонсировать
— Есть слух, что квартиру одного из ваших сотрудников обокрали и вынесли флешки, а другие ценные вещи не тронули. Можешь прокомментировать?
— Я не подтвержу, что такое было, но эта история не звучит неправдоподобно. Кто-то может покуситься на материалы по игре таким образом. По поводу безопасности, то я не думаю, что так может что-то утечь, потому что все хранится защищенным образом.
— Вы домой ничего не носите?
— Если ты о том, что на флешке у кого-то хранятся билды, скриншоты и так далее, то я думаю, что это очень и очень маловероятно. Мы прекрасно понимаем, что некоторые люди не останавливаются ни перед какими преградами — поэтому все это находится в надежном месте.
— Как ты относишься к агрессивным фанатам S.T.A.L.K.E.R.? Успел столкнуться?
— Личку заваливают вопросами, очень много пишут. Я не сталкивался с какой-то проблемой, в большей мере я сталкиваюсь с наивностью. Я понимаю откуда она идет, например, мне очень запомнилось одно сообщение: Я так жду S.T.A.L.K.E.R. 2! Почему вы не можете сделать его быстрее, ведь это надо каждый день делать по 5% игры и за 20 дней будет готово
Эта история из серии «чуть-чуть поторопитесь» — таких сообщений очень много. Какого-то яркого негатива я не встретил. Сообщество достаточно сдержанное. Я работал в игровой журналистике и стримил, так что понимаю реакцию людей. Зачастую негатив идет из-за того, что люди очень неравнодушны, и они не умеют эмоции чуточку в другое русло направить. Все истории, когда там кого-то могут выслеживать или что-то плохое писать — это потому что люди на эмоциях. Я на это не злюсь, я не могу сказать, что я это принимаю, но я это понимаю. Какого-то яркого негатива в мою сторону пока что не было.
— Сталкеры за сталкерами!
— Да, это главная ирония.
— Тебя узнают на улице?
— Нет. Как пиарщика S.T.A.L.K.E.R. 2 нет.
— А как стримера? У тебя ведь была часть аудитории в Украине.
— Я их всех сохранил. Это все подписчики моих социальных сетей. Кстати, вот это очень важный аспект. Когда я переезжал, мне многие люди написали и поддержали: Не волнуйся, мы здесь и с радостью с тобой повидаемся!
У меня не было ощущения, что я еду совсем куда-то, где у меня нет коллег, друзей и так далее. На улице меня никто не останавливал и со мной не делал селфи, но сейчас на выставке Games Gathering люди подходили, здоровались — это те, кто знает меня по DTF. S.T.A.L.K.E.R. еще не сделал мне имя, но у меня и нет такой цели. Я здесь не для того, чтобы стать популярным... Я здесь потому что это та игра, из-за которой я из школы в детстве бежал, чтобы поиграть побыстрее
— В последнее время все чаще появляются фейковые концепты, скриншоты и трейлеры. Как вы к этому относитесь?
— Мы следим за всем этим. Так что если кто-то пишет: «Разработчики нас не слышат», то скорее, это не так. Это уже прочли и учли. Поверьте, внимание очень пристальное.
По поводу фейков могу сказать, что в свое время был еще отмененный S.T.A.L.K.E.R. 2 — там было какое-то количество концептов, там были материалы, которые публиковались. Еще есть большое количество неравнодушных фанатов, которым хочется сделать что-то самим и сделать это так, чтобы это выглядело максимально профессионально. На каком-то этапе они хотят выдать это за настоящую работу — может быть ради удовольствия, может нет. Я отношусь к этому с восторгом в формате: Вау! Я бы никогда не сделал бы такой тизер
Конечно, видео фейковое, но его создатель, кто бы он ни был, очень четко подхватил атмосферу и последние кадры с горящим реактором и музыкой из «Зова Припяти». Это все очень круто, потому что он поймал атмосферу, он проникся, он молодец.
— Ты почти сам поверил?
— Да! Потом в офисе спрашивал у ребят, кто слил тизер (смеется)
Я к фанатскому творчеству отношусь очень позитивно, потому что это выражение неравнодушия. Если спрашивать напрямую, то нам нет смысла скрываться.
— Были еще скриншоты, которые оказались зеркальной копией Chernobylite.
— Да, атмосфера прикольная, фанаты хотят верить, ну значит им хорошо зайдут материалы от GSC Game World. Уверен, понравится не меньше, чем то, что они увидели на фанатских работах.
— Ваш новый арт на стенде S.T.A.L.K.E.R. 2. Можно считать, что это второй официальный арт?
— Давай скажем так: это иллюстрация атмосферы, которую мы бы хотели видеть в игре.
— Твой пост на Reddit для западной аудитории. Какой получил фидбек?
— На Reddit в подразделе r/stalker у нас около 39 тыс. подписчиков, с которыми хочется общаться активней. Слова про скорый сюрприз, за которые все зацепились, были опубликованы на Reddit и адресованы местным поклонникам серии. Все подумали, что я намекаю на скорый релиз тизера, трейлера и так далее. Это будет приятный сюрприз для них, но для всех тоже будут сюрпризы, но чуточку позже.
— Как ты сейчас оцениваешь интерес к теме Чернобыля на Западе и у нас? Особенно в свете выхода популярного сериала от HBO.
— На Западе очень много фанатов S.T.A.L.K.E.R., их количество можно сравнивать с русскоязычной аудиторией. Когда мы рассматриваем рынки Европы и США, то они теперь так же важны, как и СНГ. Иными словами, мы ориентируемся на всех. Это очень классно, что западным игрокам нравится эта культура, и такие популярные качественные сериалы подогревают интерес. Но, если честно, то мне кажется не было такого периода, когда бы этот интерес сильно угасал, у него есть некий пик, связанный с выходом поп-культурных проектов, но вся эта тема стабильно интересна. Мы не ориентируемся в своей PR-кампании на то, что может выйти второй сезон Чернобыля или что-то подобное. Мы сами создаём инфоповоды, ориентируемся на свой собственный план.
— Ты сам уже съездил в зону отчуждения Чернобыльской АЭС?
— Пока нет, но я очень хочу! Я хочу съездить для вдохновения и чтобы погрузиться в атмосферу.
Конечно, разработчики там уже были. Это связано с чисто практической целью, не для развлечения. Там ищут референсы — это нужно для создания игрового мира и опять же вдохновения. Это полностью рабочая история. Вспоминаю, как разработчики Far Cry 5 ездили в штат Монтана для того, чтобы воссоздать антураж игрового мира.
— Твое заявление со сцены Games Gathering о том, что 2020 год станет насыщенным на события. Можно чуть более подробно?
— Могу сказать только, что в GSC появился пиарщик. Обычно люди в разработке не появляются случайно. Меня не взяли просто просиживать штаны — PR-кампания действительно планируется. В случае с первым S.T.A.L.K.E.R. были очевидные проблемы, переносы и так далее. Все это кристаллизовалось в опыт, и сейчас не хочется проходить это снова. Причина, из-за которой мы не раскрываем информацию сейчас не связана с тем, что нам нечего особо сказать
— Что нас ждет в будущем?
— Для бренда S.T.A.L.K.E.R. наступает более интересное время. Постараемся, чтобы фанаты узнали больше про нашу самую амбициозную игру на данный момент. Часть моей работы — сделать так, чтобы 2020 год был важнее для игры, чем 2019. Мы вместе с командой вложим наши силы. Но не воспринимайте это, как предстоящий показ тизера, трейлера или объявление даты релиза.
Комментарии